Новость 2013 года для высшего образования – прикладной бакалавриат

fcpro logo gradСеминар в Министерстве образования и науки Российской Федерации, посвященный контрольным цифрам приема, в котором приняли участие 430  представителей вузов из более чем 400 государственных и негосударственных вузов различных регионов, начался с установки заместителя министра образования и науки РФ Александра Климова: «Задача нашего совещания – понять, как правильно оформить заявку на участие в конкурсе по распределению контрольных цифр приема в вузы с целью обеспечения необходимого уровня доступности и качества высшего образования.

Александр Климов напомнил, что в отличие от прошлого года, когда мониторинг вузов был добровольным, в этом году с 1 сентября мониторинг становится обязательным для всех. В 2013 году появятся так называемые «вузы со спецификой»к ним будет особое отношение. Появятся и критерии выделения таких высших учебных заведений. Что касается показателей мониторинга эффективности, здесь появится еще один, шестой пункт – в нем будет отражена доля выпускников, которые сразу после окончания вуза обратились в службу занятости и которых официально признали безработными. Естественно, чем больше таких выпускников, тем это хуже для вуза.
Серьезно изменится практика проведения государственной аккредитации – процедура и критерии. Исчезает аккредитация по типу и виду высшего учебного заведения, сохраняется аккредитация по образовательным программам.
И еще, аспирантура становится третьим уровнем высшего образования после бакалавриата и магистратуры.

Информативным и важным было выступление директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки Российский Федерации Александра Соболева. Он поднял три важнейшие темы.
Первая – контрольные цифры приема в 2013 году. Основной тезис – контрольные цифры приема граждан по направлениям подготовки (специальностям) для обучения за счет средств федерального бюджета по образовательным программам высшего профессионального образования в Российской Федерации в этом году остались на уровне 2012 года.

Каким образом был построен прогноз, как вычислялись контрольные цифры приема в вузы по различным направлениям подготовки? Александр Соболев объяснил: «Мы учитывали  предложения регионов, включая Москву и Санкт-Петербург, по объёму и структуре подготовки кадров по соответствующим направлениям подготовки и специальностям. Представленные данные базировались на имеющихся в регионах прогнозах кадрового обеспечения с учетом максимального снижения дисбаланса между предложением рабочей силы на рынке труда и спросом экономики. Мы провели необходимые согласования полученных от регионов сведений с Минпромторгом, Минэкономразвития, другими федеральными органами исполнительной власти, формирующими политику обеспечения отраслей высококвалифицированными кадрами, уточнили прогнозы с крупнейшими работодателями и госкорпорациями.

Важным этапом процедуры было согласование структуры и объемов контрольных цифр приема с возможностями имеющихся в регионах  образовательных учреждений. Окончательно на сегодня мы имеем сбалансированный образовательный заказ по направлениям и  специальностям подготовки во всех субъектах Российской Федерации».
Новшество 2013 годаединый конкурс по распределению контрольных цифр приема в вузы. В 2013 году все вузы, вне зависимости от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, принимают участие в конкурсе на одинаковых условиях. Методика распределения контрольных цифр приема учитывает показатели эффективности деятельности образовательного учреждения, баллы ЕГЭ 2012 года, характеризующие востребованность образовательных программ, и показатели трудоустройства выпускников. При этом объемы контрольных цифр приема распределены на федеральную и региональную части.

Еще одно нововведение 2013 годаприкладной бакалавриат. Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует в этом году вузам вводить образовательные программы прикладного бакалавриата. «Прикладной бакалавриат – это профиль основной образовательной программы, что не требует прохождения процедуры специального лицензирования этих образовательных программ», – пояснил Александр Соболев. Главная особенность программ прикладного бакалавриата – их практикоорентированный характер. Что дает прикладной бакалавриат вузу? Увеличение нормативов финансирования.

Третья тема – контрольные цифры приема по программам среднего профессионального образования. С этого года происходит сокращение контрольных цифр приема по следующим укрупненным блокам специальностей: гуманитарно-социальный блок и сфера обслуживания, образование и педагогика, здравоохранение, экономика и управление, технические специальности. Программы прикладного бакалавриата дают возможность абитуриентам, ранее ориентировавшимся на поступление на специальности СПО, сформировать необходимые практические навыки и компетенции.

Дополнительная информация:+7 (916) 126-28-63, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , Наталья Ветошкина

СПРАВОЧНО. Федеральная целевая программа развития образования на 2011—2015 годы утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года. Целью Программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. Ключевые задачи Программы: модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития; приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда; развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг. Подробнее о ФЦПРО и ходе реализации на сайте www.fcpro.ru