Портрет политеховца в деловом интерьере

01 01На днях вышел в свет февральский номер журнала «Методы менеджмента качества» – ежемесячного научно-технического издания о теории, практике и методах управления качеством, предназначенного для руководителей и менеджеров всех уровней управления, специалистов в области контроля и обеспечения качества, инженеров по надёжности и безопасности техники, преподавателей и студентов. Журнал удостоен двух знаков отличия «Золотой фонд прессы».

Вашему вниманию предлагаем беседу специального корреспондента журнала по Приволжскому федеральному округу А. В. Кудряшова с профессором, заместителем директора по повышению квалификации Чебоксарского политехнического института МГМУ (Университет машиностроения), действительным членом Академии проблем качества, лауреатом общественной премии имени И. А. Ильина, руководителем регионального комитета Всероссийской организации качества «Качество образования» Олегом Гавриловичем Волковым о качестве жизни и качестве образования.

А. В. Кудряшов (А.К.): Олег Гаврилович, что такое, на ваш взгляд, «качество жизни»?

О. Г. Волков (О.В.): «Качество жизни» — самые модные, часто провозглашаемые с любой трибу­ны слоги. Каждый вкладывает в это понятие что-то свое, так изначально и не договорившись о его определении и составляющих. В своем вузе я пре­подаю несколько предметов, но главным являет­ся «Управление качеством». Поэтому еще 10 лет назад я решил найти ясное толкование понятия «качество жизни». В основе моей интерпретации лежит широко известная модель «Пирамида по­требностей Маслоу». Мною предложена пирамида-близнец — «Пирамида качества жизни». Каждый уровень потребностей в пирамиде Маслоу соотно­сится со своим слагаемым качества жизни: физио­логические потребности зависят от качества окру­жающей среды, потребности в безопасности опре­деляются качеством государственного устройства, социальные потребности — качеством гражданско­го общества, потребности в уважении — качеством культуры народа, потребность в самореализации — качеством творческой личности. Таким образом, качество жизни — это личное отношение каждо­го индивидуума к природе, государству, обществу, делу и смыслу жизни.

А.К.: Что необходимо сделать, чтобы каче­ство жизни в нашей стране существенно улучши­лось? И верите ли вы, что качество обязательно станет национальной идеей России?

О.В.: Чтобы качество жизни в нашей стране улучшилось, необходимо запустить, как это было в Японии, государственную программу пропа­ганды и обучения по качеству и для детей, и для высшего руководства предприятий на всех госу­дарственных телевизионных каналах и основных интернет-порталах, на всех предприятиях, во всех учреждениях. Верю ли я, что качество станет национальной идеей России? Конечно же верю, потому что сам что-то делаю в этом направле­нии. Это касается в первую очередь образования трех моих сыновей и обучения студентов нашего вуза. Также я работаю по проекту развития детей дошкольного возраста и старше.

А.К.: Какие современные методы менеджмен­та качества вы пропагандируете, и есть ли к ним практический интерес?

О.В.: Компании, которые несмотря ни на что развиваются. — это действительно компании-лидеры, они сильны за счет умелого примене­ния инструментов и методов концепций TQM (Всеобщее управление на основе качества) и Lean («Бережливое производство»). Ведь эти методы и инструменты основаны на здравом смысле, и все-таки есть руководители, которые успешно применяют их. Правда, это относится к ком­паниям, которые выросли фактически с нуля, пройдя все круги российского экономического ада. И вот они не просто слушают, но и слышат нас, позитивно отзываясь на интересные предло­жения о сотрудничестве.

Что же касается бывших советских предприя­тий, ставших жертвами рейдерских захватов, чаще всего совершаемых тихо и внешне цивилизован­но — путем выкупа акций, то здесь практически безвыходная ситуация. Новые владельцы, кото­рых подконтрольные им же средства массовой информации почему-то называют топ-менедже­рами, не знают ни рыночного менеджмента, ни административного управления. Их главная фор­мула деятельности — ОПТИМИЗАЦИЯ. Я при­шел к ужасному выводу: как только провозглаша­ется модернизация под знаменами оптимизации, она становится программой «убийства» органи­зации путем отсекания небольшими долями (как медленное убийство Наполеона малыми дозами мышьяка).

А.К.: На примере европейского или японского предприятия можно увидеть, что рабочий выпол­няет стандартную работу, обеспечен качествен­ными комплектующими и инструментом, обору­дование работает без простоев, налажены плани­рование и логистика, любое отклонение от нормы рассматривается как «нетипичная ситуация» с быстрым решением проблем и информировани­ем высшего руководства. Все службы и руководи­тели (включая высшее руководство) «крутятся», чтобы наладить эффективную работу. На наших же предприятиях ситуация бывает иной. Кто хотя бы несколько лет отработал в производстве на «обычном» отечественном предприятии, тот знает, что можно начать работать на два часа позже из-за отсутствия комплектующих и оши­бок в цитировании, можно начать смену с «раз­браковки комплектующих», снимая людей с линии. И при этом если получается брак, то виноваты будут рабочие, мастер и начальник цеха, «систе­ма» же останется ни при чем. Вами разработа­на концепция «Пирамида и волчок»: в чем ее суть и может ли она улучшить ситуацию на предприя­тиях РФ?

О.В.: Модель антиномии «Пирамида и вол­чок» родилась из мотивационного желания са­мому понять и уметь просто объяснить, в чем отличие таких вроде бы схожих понятий, как «управление» и «менеджмент». Для образного представления любой системы я выбрал самые известные детские игрушки — пирамидку и вол­чок. Пирамида — как образ смерти, воплощен­ный в статичности гор или усыпальниц фараонов.

Пирамида иерархии административного управле­ния описана чуть ли не в каждом учебнике по менеджменту (читай — «управлению»), в кото­ром приводятся объяснения позиции Г. Форда с его жутким отношением к менеджерам и ра­ботникам, у которых, кроме двух так нужных рук, зачем-то есть еще и голова. Голова должна быть в организации только у одного человека, и его зовут… Вы знаете, как его зовут.

Волчок же прямо противоположен пирамиде: во-первых, он опирается на острие, а не на осно­вание, во-вторых, он активно крутится, чтобы оставаться в вертикальном положении. Хочешь жить — умей вертеться. В моей модели волчок — это образ по-настоящему рыночной организации с эффективным менеджментом по типу компа­нии Toyota, где руководство осуществляется по принципу «снизу вверх». Начинает движение лидер, и все «тело» волчка (сотрудники органи­зации) вращается «с частотой лидера» и в том на­правлении, которое он определил. Музыкальный волчок издает звуки (продукт), которые достига­ют потребителя. И тот может управлять волчком (компанией) при помощи специального механиз­ма подкрутки: ускорять движение, менять силу и тембр (модели и количество товара) или даже переносить «тело» волчка на новое поле рынка.

А теперь о статистике. Мой личный опыт заставляет с огорчением констатировать, что за 20 лет нашей «демократии» на большинстве крупных и средних предприятий не были хоро­шо изучены и повсеместно приняты основы ры­ночной экономики. Как была пирамида управ­ления административно-командного типа, так она в большинстве своем и осталась. Просто на­звания партий и имена директоров поменялись, а принципы их приказных действий остались практически неизменными. Только если рань­ше сокращение кадров называлось увольнением, то теперь это «оптимизация».

А.К.: Человеку очень трудно перестроить свое мышление даже в 30 и 40 лет, поэтому можно ли сказать, что качество жизни начинается с каче­ства образования?

О.В.: На деловом завтраке Сбербанка, орга­низованном 21 июня 2013 г. в рамках Санкт-Петербургского экономического форума, прези­дент ОАО «Сбербанк» Г. Греф поставил высокие стратегические цели для необходимой реформы образования. Тематика встречи была сформу­лирована весьма провокационно: «Инвестиции в человеческий капитал: после семи уже поздно?» Он же сообщил как признанный учеными факт, что 80% всех жизненных компетенций человек может и должен получить до семи—восьми лет, т. е. в дошкольном возрасте. В школе он при­обретает лишь 10% нужных компетенций, еще 5% — в вузах, и на обучение «за всю оставшуюся жизнь» остается еще 5% компетенций.

А.К.: Какие инновационные методы применя­ются в вашем институте?

О.В.: Все наши студенты начиная с младших курсов (второй-третий) проходят обучение как в аудиториях вуза (четыре недели), так и в орга­низациях/на предприятиях, где открыты наши базовые кафедры (уже 18) по специальностям. В среднем это три-четыре предприятия на каж­дое направление подготовки. Базовую кафедру возглавляет либо лично руководитель компа­нии, либо его первый заместитель. Практическое обучение бесплатно для всех трех сторон (студент, вуз, предприятие). По каждой специальности определена программа практико-ориентированного обучения, включающая выполнение лабо­раторных и курсовых работ, преддипломную практику и дипломный проект. Поэтому уже на четвертом-пятом курсах большинство наших студентов (от 60 до 100%) обеспечены работой. Вуз идет навстречу пожеланиям руководства предприятий, готового трудоустроить на непол­ный или даже полный рабочий день наших сту­дентов дневной формы обучения. В этом мы видим всеобщую выгоду практико-ориентированного обучения. Более того, на старших кур­сах наши студенты имеют возможность получить платное (доступное) дополнительное образова­ние на курсах дополнительного профессиональ­ного образования, не заложенных в стандарте высшего профессионального образования, но востребованных в современных условиях произ­водства и региональной экономики.

В вузе действует и постоянно совершенству­ется слаженная система содействия творческому росту и успехам наших студентов. Работа прием­ной комиссии построена так, что у каждого аби­туриента мы запрашиваем его портфолио прош­лых (школьных) достижений. И первокурсникам, у которых много грамот и дипломов, в деканатах уделяется очень пристальное внимание. По соб­ственному опыту скажу, что студенчество — это пора становления не только профессиональной, но и творческой идентичности личности. Имен­но в эти годы возникает настоящая дружба, фор­мируются и укрепляются партнерские отноше­ния на всю жизнь, создаются молодые семьи. И все это в зоне пристального внимания стар­ших товарищей: руководства вуза, профессоров и преподавателей. Именно поэтому у студентов нашего не самого большого вуза в республике са­мые весомые достижения во всех направлениях: учебе, науке, спорте, художественном творчестве, волонтёрстве. Мы уверенно занимаем призовые места на мероприятиях не только республикан­ского значения, но и российского и международ­ного. За последние пять лет участие и победы наших студентов в различных всероссийских конкурсах гуманитарно-экономической направ­ленности (Олимпиада народного хозяйства и дру­гие конкурсы МСЭФ (Молодежный союз экономистов и финансистов. — Прим. ред.), социальной сферы («Моя страна — моя Россия»), инженерно-технического направления (УМНИК, СТАРТ и др.) определи­ли лидирующее положение Чебоксарского поли­технического института не только в Чувашии, но и среди вузов Приволжского федерального округа. В октябре 2013 г. наши студенты совмест­но с преподавателями вуза стали обладателями пяти патентов, а за пять лет ими получено бо­лее 30 патентов и свидетельств на программные продукты для ЭВМ. Кроме того, на нашем сче­ту победы на фестивале «Студенческая весна» и в КВН.

А.К.: Как построен процесс обмена опытом в ваших образовательных проектах в сфере допол­нительного образования?

О.В.: У нашего вуза широкие партнерские от­ношения не только с предприятиями и образова­тельными учреждениями Чувашской Республики, но и с организациями, являющимися лидерами в своей сфере деятельности. Другими словами, мы активно используем принципы бенчмаркинга, изучая и адаптируя для себя лучшие приемы, методики и технологии. При этом наши наибо­лее активные преподаватели и ученые постоянно ищут и находят новые действенные инструмен­ты не только в России, но и за рубежом. Одна из последних международных встреч произошла 1 ноября 2013 г., когда состоялось знакомство с Б. Ричие, президентом TempusInstitute, США. консультантом-практиком в области QRM (QRM (QuickResponseMethod) — метод планирования и регулирования поставок товаров на предприятия розничной и оптовой торговли через распределительные центры. Метод предполагает тесное взаимодействие между торговым предприятием, поставщиками, оптимизацию запасов торговли, обеспечивающей немедленное удовлетворение заявок покупателей.— Прим. ред.) — высокотехнологичного инструмента в сфере эффективного менеджмента.

А.К.: Оправданно ли привлечение ведущих специалистов-практиков в качестве преподавате­лей в сфере дополнительного образования?

О.В.: Конечно оправданно! Более того, в на­шем институте это основной принцип формирова­ния учебной программы дополнительного профес­сионального образования и повышения квалифи­кации (ДПО и ПК). Наши заказчики — руководи­тели средних и малых предприятий — очень чутко реагируют на практическую ориентированность наших программ. Приобретение сотрудниками компаний новых востребованных компетенций является сегодня уже экономической составляющей эффективности в условиях глобального рынка.

Именно поэтому среди преподавателей и консуль­тантов ДПО и ПК большинство (от 50 до 80%) составляют сотрудники эффективных, конкурен­тоспособных предприятий.

А.К.: Ваш инновационный подход к развитию творческих способностей детей вызывает большой интерес в регионах РФ. В чем суть этого подхода?

О.В.: Наш проект называется «Создание эффективной системы выявления задатков и раз­вития способностей детей в дошкольном обра­зовательном учреждении и школе». В настоящее время он уже выходит за границы республикан­ского эксперимента, так как с сентября 2013 г. решением экспертного совета Агентства стратеги­ческих инициатив проект был признан лидерским, одобрен и были определены мероприятия по его поддержке. Миссия проекта звучит просто и по­нятно: «Мы хотим помочь родителям быть счаст­ливыми, потому что их дети здоровые и талантливые». Инновационная образовательная техноло­гия опирается не на сложные педагогические ме­тодики, освоенные лишь отдельными педагогами (и то после специального обучения и аттестации), а на доступные для каждого воспитателя (учителя) и родителя, не имеющего не только педагогиче­ского, но и даже профессионального образования.

Основной принцип качественного менедж­мента — «Ориентация на потребителя» — являет­ся краеугольным в нашей образовательной техно­логии. Он реализуется в максимальной степени, потому что все участники придерживаются глав­ной парадигмы нашего проекта: «Каждый интел­лектуально здоровый ребенок потенциально ода­рен и может стать Леонардо или Микеланджело в своем деле». Поиск задатков и развитие ода­ренных детей — архиважный вопрос и для роди­телей, и для педагогов. Настоящий педагог видит уникальные задатки каждого ребенка, но, к сожа­лению, почти никто из педагогов специально не фиксирует их. А не записал — значит забыл. Решить этот вопрос мы предлагаем с помощью использования авторской карты диагностики и развития ребенка. Наша карта — это необхо­димый инструмент управления в процессе по­вседневного внимательного наблюдения педа­гога и родителя для достижения эффективных результатов в процессе раннего индивидуаль­ного развития ребенка. Ведь и индивидуальная медицинская карта не является для врача спе­циальной методикой или технологией лечения пациента, а важным помощником в этом. Еще один инновационный инструмент, наше «ноу хау», — база данных выдающихся педагогов, чьи ученики завоевали призовые места на всероссий­ских и международных конкурсах, чем доказали эффективность применяемой методики развития творческих способностей.

А.К.: Каковы результаты и отзывы (в первую очередь родителей)?

О.В.: Десятки и даже сотни заведующих до­школьными образовательными учреждениями и директоров школ, с которыми я встречался во время визитов в каждый малый город и сель­ский районный центр Чувашии, быстро пони­мали и осознанно принимали цели и задачи на­шего проекта. Поэтому всего за полгода число участников проекта (на основании приказов на­чальников отделов образования муниципалите­тов) выросло с 12 образовательных учреждений до 220! Сегодня в проекте с разной степенью уча­стия задействован каждый пятый детский садик и каждая пятая школа. Такая вот статистика.

Конечно, самым главным результатом явля­ются показатели детей и мнение родителей о не­ожиданной успешности их детишек. На различ­ных встречах, организованных как в рамках мо­ниторинга промежуточных результатов проекта, так и в ходе специальных встреч с журналистами печатных, ТВ и радиоизданий, приятно слышать от родителей детей, участвующих в проекте, сло­ва одобрения в адрес воспитателей, которые зна­ют о задатках ребенка больше, чем сами роди­тели. Родители честно признаются, что никогда не верили, что у них, простых людей, без всяких талантов и особых способностей, действительно такие одаренные детишки. Умные и творческие педагоги показывают родителям независимую оценку достижений детей через их победы и при­зовые места на конкурсах, фестивалях и в состя­заниях различного уровня: от муниципального до международного. Они также дают направление на специальное индивидуальное обучение детей у лучших преподавателей в учреждениях допол­нительного образования.

А.К.: Я верю в успех вашей программы не толь­ко в одном-пяти регионах, по и в РФ в целом, од­нако, тем не менее, как вы считаете, должна ли инициатива по поддержке проектов исходить и от чиновников?

О.В.: К вопросу об инициативе чиновников. В моей биографии есть такой факт: с марта 1994 г. по сентябрь 2003 г. я был начальником управ­ления профессионального образования Мини­стерства образования Чувашии. Надо сказать, что в начальный период моей работы отбор и при­ем на службу специалистов был очень жестким, и главным условием для претендента должен был быть большой практический опыт, положитель­ные результаты работы и высокие личные каче­ства. Не каждый опытный специалист проходил несколько ступеней отбора и проверок, поэтому и работали они по 15—25 лет, а то и по 30 лет. Суть наших обязанностей заключалась в практи­ческой помощи на местах через консультации И запуск инновационных проектов. Сейчас же все изменилось — сотрудники аппарата министерств работают в основном с документами.

За рубежом ситуация другая. В январе 2002 г. в рамках проекта «Реформа образования» мы выезжали в Шотландию, где, между прочим, в тот период было два министерства образова­ния: школьно-дошкольного и профессионально­го. И меня лично там поразило то, что каждый специалист министерства курирует по всей стране ОДИН конкретный проект. Другими словами, го­сударственный проект не пущен на самотек, а на­ходится в зоне внимания конкретного чиновни­ка, который отвечает за все по данному проекту. А в нашей стране «спасение утопающего — дело рук самого утопающего».

А если говорить о возможной востребован­ности нашего проекта в других регионах России, странах ближнего и дальнего зарубежья, то мы исходим из принципа, что все дети имеют пра­во на развитие своих способностей, поэтому мы готовы к сотрудничеству. Более того, в августе 2012 г. наш проект был представлен в Гонконге на Южноазиатском форуме по качеству и вызван большой интерес, правда, среди участников было мало специалистов в области раннего развития детей. В июне 2013 г. молодые сотрудники нашей команды представляли в г. Судак (Украина) про­ект в рамках форума «Созвездие качества» и были удостоены права войти в состав глобального проекта «Эстафета качества».

А. К.: Я уверен, что в нашей стране живут самые талантливые люди и рано ww поздно (лучше рано) по качеству жизни мы обгоним ведущие страны. Первый шаг на этом трудном пути — улучшение качест­ва образования, а именно дополнительного, высшего, среднего и начального. Без этого невозможно запу­стить цепную реакцию качества. Олег Гаврилович, спасибо за интервью и постоянное участие в «круг­лых столах» на страницах журнала «ММК». От ре­дакции журнала и наших читателей желаю успехов вам и вашим коллегам, чтобы ваш опыт был макси­мально востребован в регионах РФ и не пришел к нам, как это часто бывает, через 10—15 лет как лучший «японский» или «европейский» опыт.

О.В.: Спасибо, будем работать и надеяться, что все-таки и в нашей стране есть собственные Платоны и быстрые разумом Невтоны. Желаю вам и всем друзьям, коллегам и читателям жур­нала «ММК»: живите долго, светите ярко и пой­те СВОЮ песню громко!

 01 02