Чего хочет молодое поколение от работодателей?

01 0120 мая 2014 года в Москве был представлен «Рейтинг лучших работодателей России Universum Топ-100». В основу «Рейтинга лучших работодателей России Universum ТОП 100» легли результаты исследования, в ходе которого было опрошено более 14 тыс. российских студентов и выпускников. Подобные исследования шведская компания Universum проводит по всему миру.

Данные о России она собирает второй год подряд и, по словам представителей компании, наш рынок талантов становится все более похож на более развитый европейский.

В этом году лучшими в индустрии были названы: Сбербанк России (банки), McKinsey (менеджмент и стратегический консалтинг), PWC (аудит), Unilever (FMCG), BMW Group (автомобили).

«Студенты в России становятся все более разборчивыми относительно того, что им предлагают работодатели, и полагаются на свои предпочтения больше, чем в предыдущие годы – поэтому конкуренция также становится все более ожесточенной, даже среди лучших работодателей, – комментирует результаты исследования Йорген Гулбрандсон, управляющий директор Universum EMEA. – Нынешний рейтинг представляет работодателей, которые обладают сильным корпоративным брендом, сумели сформулировать четкое ценностное предложение для работников и не пожалели времени на то, чтобы по-настоящему разобраться, что именно ценно для студентов с точки зрения карьеры».

Одним из наиболее значимых изменений, по мнению специалистов Universum, является отказ молодых людей от амбиций в пользу баланса и стабильности. Если еще в прошлом году студенты были готовы много работать для достижения карьерных целей, хотели решать сложные задачи, то теперь для них возросла значимость таких факторов как дружелюбное рабочее окружение, возможность баланса между работой и личной жизнью. Соответственно, консалтинговые компании, которые традиционно привлекают амбициозных кандидатов, опустились в рейтинге чуть ниже, а IТ-компании и автопроизводители, которые ассоциируются с более дружелюбной атмосферой, поднялись выше.

Из-за непростой экономической и политической ситуации у молодых людей усилилась потребность в стабильности и возросла значимость таких факторов как гарантия занятости, конкурентоспособный базовый оклад и возможность высокого заработка в будущем.

С этой точки зрения российский рынок труда становится все более похож на развитые рынки Европы и США, где представители поколения Y уже давно ставят на первое место баланс между работой и личной жизнью, гибкий рабочий график и возможности самореализации.

Отчасти это объясняется тем, что на российский рынок труда выходит поколение рожденных в 1990-е, в период масштабного демографического спада. Молодых специалистов мало, они избалованы вниманием работодателей. У них завышены ожидания, хотя уровень профессиональной подготовки часто оставляет желать лучшего.

При выборе работодателя для них наибольшее значение имеют следующие атрибуты:

1. Возможность высокого заработка в будущем;

2. Профессиональное обучение и развитие;

3. Конкурентоспособный базовый оклад.

Также эксперты Universum отмечают, что на протяжении последних лет во всем мире снижается значимость карьерной цели «желание стать техническим или функциональным экспертом».

«Представьте себе, что человек выбирает стабильную работу в одной организации, становится экспертом, а затем на рынке появляется какая-то компания с новой технологией, которая полностью убивает его экспертизу за один день, – поясняет Анна Калашникова, главный менеджер Universum по России и СНГ. – Поэтому важно иметь не надежную занятость в одной компании, а, скорее, иметь гарантию занятости на рынке труда в целом».

Эта тенденция отражает новое понимание стабильности. Иметь узкую специализацию отныне небезопасно, поэтому новое поколение работников выбирает многофункциональность, которая помогает оставаться востребованным в постоянно изменяющемся мире.