Московский
политехнический университет

Чебоксарский институт (филиал)



instagram youtube vkontakte 

Сергей Тогузов: «Нам нужно вовремя реагировать на перемены!»

ТогузовСАДумается, не нужно объяснять читателям, что цифровизация и активное использование больших данных стали необходимостью для любой сферы жизни нашего общества. И то, что знания, полученные в вузе, особенно касающиеся инженерных направлений, зачастую устаревают уже к моменту, когда студент получает диплом, – в СМИ уже давно не новость. В Политехе в этом плане произошли большие изменения. Что удалось достичь, прежде всего, в проектном обучении? Этот и другие вопросы я задал начальнику

отдела научных, инновационных и проектных дел, заведующему кафедрой информационных технологий, электроэнергетики и систем управления Сергею Тогузову.

– Сергей Александрович, понятно, что на путях цифровой экономики изменения, особенно в области технологий, с каждым годом будут происходить еще стремительнее. Что нужно делать вузам, чтобы не отстать от веяний времени?

–  В первую очередь, вплотную работать с ведущими предприятиями, предлагая  внедрять сквозные информационные технологии, такие как промышленный (индустриальный) Интернет вещей, виртуальную и дополнительную реальность, искусственный интеллект, 3D-печать, анализ данных (больших данных) и т. п. Во вторых, активно применять проектную деятельность в обучении студентов для решения проблем предприятий с применением новых технологий и элементной базы. В третьих, активно использовать цифровой образовательный контент для устранения пробелов в знаниях как преподавателей, так и студентов при выполнении проектов, участвовать в грантах, олимпиадах и соревнованиях для приобретения и развития необходимых в работе навыков и компетенций.

– Год назад мы с вами беседовали о проблемах проектного обучения. В какой степени удалось уже нынешним первокурсникам включиться в это направление?

– На мой  взгляд, да и по мнению многих преподавателей, в 2019-м к нам пришли активные, мотивированные к учёбе первокурсники. Второй год официально и в достаточном объеме на всех направлениях подготовки, кроме юриспруденции, в учебные планы внедрена проектная деятельность, начиная с первого курса, в виде отдельного предмета с курсовыми проектами – со второго курса.

Чтобы оценить текущие результаты, приведу несколько примеров. 27–29 сентября 40 студентов института приняли участие в финале конкурса «Цифровой прорыв» в Казани, из которых 15 вышли в финал, а трое заняли 2-е, 7-е и 9-е места. В XVII Республиканском конкурсе инновационных проектов по программе «УМНИК-2019» участвовало 150 проектов, авторами100 из которых стали студенты Политеха. Только в двух этих значимых всероссийских проектных мероприятиях приняли участие десятки первокурсников. Все они выбрали себе кейсы на сайте профстажировки.рф и прошли «курс молодого бойца» по дисциплине «Основы проектной деятельности».

– Вы упомянули про «Цифровой прорыв». Расскажите, пожалуйста, подробнее, какую пользу хакатон в Казани оказал молодым политеховцам?

– Участники хакатона получили колоссальный опыт по решению прикладных задач в экстремальных условиях, научились работать в команде, сдружились и познакомились со старшекурсниками и ребятами из десятков других регионов России, получили сертификаты в портфолио и стали участниками установки рекорда. Уверен, это мероприятие стало своеобразным трамплином в профессию. Участникам, чьи проекты прошли в финал (3 команды, 15 человек), было предложено подготовить и подать заявку на грант.

Чуть позднее были представлены 2 заявки. В итоге студентка 1-го курса нового направления подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии» Мария Суркова стала победительницей и получит на реализацию своих идей 500 тыс. рублей в 2019–2020 гг.

– Если первокурсники очень активно включились в исследовательскую работу, то насколько проектное обучение стало составной частью учебного процесса на других курсах?

– Максимальное влияние проектная деятельность оказала на студентов 2 и 3 курса. Например, в том же конкурсе «УМНИК»: из финалистов конкурса в 2019 году большая часть – это студенты именно этих курсов, в том числе проекты пятерых из них рекомендованы к финансированию. Если брать не только олимпиады и конкурсы, а трудоустройство студентов, то студенты технических направлений старших курсов (3 и 4) в подавляющей массе уже сочетают работу на предприятиях с учебой. В этом я вижу главную цель и достижение данного подхода: работодателю сейчас важен не диплом, а такие качества сотрудника как умение работать в команде, быть ответственным и владеть базовыми профессиональными навыками, быть готовым изучать и уметь находить недостающие знания и информацию.

– Кстати, после обезличенной независимой экспертизы в финал конкурса «УМНИК-2019» прошли 23 проекта политеховских студентов. Такового в истории института не было вообще!

– Да, такого еще не было. Удалось благодаря проектной деятельности и тесной работе с предприятиями партнерами, которые предложили задачи для проектов. Также свой вклад внёс всероссийский проект профстажировки.рф. Очень хотелось бы, чтобы предприятия Чувашской Республики были более активны в нём.

– Какие проекты наших студентов были отмечены экспертами в финале конкурса «УМНИК-2019»?

– Эксперты выделили проекты Данила  Белебенцева «Разработка виртуального 3D тренажера для подготовки дежурного электромонтера по обслуживанию электроустановок с применением высоко детализированных трехмерных моделей электроустановок 0, 4, 6, 220, 500 кВ., визуально приближенных к реальным электроустановкам», Алексея Икасова – «Разработка сигнализатора температуры прессуемого соединителя провода воздушной линии диагностируемого измерением волнового сопротивления», Дмитрия Вазанова – «Разработка интерактивной, обучающей, детской лаборатории — Умняшина Маша», Ильи Тихонова – «Разработка методики по рекомендации изготовления термопластического твердого ракетного топлива для противоградовых и других ракет предназначенных для воздействия на гидрометеорологические процессы», Антона Семенова – «Разработка установки для уничтожения биологических отходов в арктических условиях» и Татьяны Ивановой.

Проекты все разные, но большая часть из них – это проблемы предприятий партнеров или кейсы с сайта профстажировки.рф. В начале следующего года список победителей будет утвержден, финансирование  начнется весной, но по большинству проектов работы уже идут, например, по проекту Данила Белебенцева совместно с компанией «Интеллектуальные сети» уже есть куратор от предприятия, а в команде проекта уже пять студентов и утверждён научный руководитель.

– Как вам удалось построить работу с партнёрами на таком конкретном и взаимозаинтересованном уровне?

– Поддержание взаимоотношений с предприятиями – это непрерывный процесс. Вспомним начало учебного года: 5 сентября состоялся «круглый стол» с представителями предприятий и организаций Чебоксар, Новочебоксарска, Шумерли и Чебоксарского района: АО «ЧЭАЗ», АО «ЧЭМЗ», АО «ШЗСА», ЗАО «РПП», ООО «КБЭА», ООО «ЧАЗ», ПАО «Химпром», Чувашского филиала АО «Татнефть».

На нем был представлен алгоритм участия в проектной деятельности института для предприятий и организаций. Часть предприятий откликнулась, в результате возникли и экскурсии студентов на предприятия, и тематика НИР, и обновление составов ГЭК. Непрерывное общение, практика студентов, трудоустройство выпускников, НИР и ОКР, совместное участие в различных мероприятиях – вот секрет плодотворного сотрудничества.

– Как вы считаете, каким будет цифровое будущее, которое, по сути, уже вступило в свои права?

– Прогноз – дело неблагодарное, но я выскажу свое мнение: глубокая автоматизация производства уменьшит количество неквалифицированных рабочих мест, многие профессии уйдут в прошлое, но появятся новые с обязательными компетенциями в области информационных технологий. Будущее за «Умными городами», «Умным транспортом», «Умной энергетикой», «Умными материалами. Искусственный интеллект и системы на его основе станут таким же обыденным делом, как сейчас отправка фотографий в социальных сетях, киберфизические системы будут внедряться в человека, усиливая его возможности как физические, так и умственные.

– Ну, и в заключение, позвольте задать вам вопросы нашей традиционной новогодней анкеты. Чем запомнится вам 2019-й?

– Успехами студентов, торжественным вручение дипломов в июле, приездом ректора Владимира Миклушевского, интересными проектами, встречами с интересными людьми.

– До наступления Нового года осталось несколько дней. Каковы ваши планы на 2020-й?

– Работа над проектами вместе со студентами и предприятиями. Подготовить и ярко отметить юбилеи Московского Политеха и института, поучаствовать в праздновании 100-летия Чувашии. Подготовить и провести в 18-й раз конкурс иннноваций «УМНИК-2020».

– Как планируете провести новогодние каникулы?

– С родственниками и друзьями, весело и активно. Надеюсь на хорошую погоду, но прекрасному настроению ничто не сможет помешать. Всех студентов, коллег, партнеров – с наступающим Новым годом!

– Благодарю за беседу! И вас с наступающим!

Беседу провёл

Николай Галкин.

Календарь

<< < Янв 2020 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

forum1

antiterror
tetelphone2

antikorrupcija

КОНТАКТЫ

ЧЕБОКСАРСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) МОСКОВСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 54

Приемная директора: +7 (8352) 62 63 22

Приемная комиссия: +7 (8352) 21 55 75