Московский
политехнический университет

Чебоксарский институт (филиал)



instagram youtube vkontakte 

Сергей Тогузов: «У работодателей умение работать в команде – одно из важнейших и востребованных!»

ТогузовСА Как известно, построение цифровой экономики, основанной на коммерциализации научно-технических идей в виде соединения информационных (цифровых) и профильных технологий и рынков, требует существенного изменения в системе подготовки кадров. Вуз обязан стать местом подготовки специалистов, способных воспринимать любые новые веяния в науке, технологии и бизнесе. За последние годы в Чебоксарском Политехе произошли достаточно серьёзные перемены в этом направлении. Определен новый вектор развития. Об этом мы беседуем с начальником отдела научно-проектных дел Политеха Сергеем Тогузовым.

– Сергей Александрович, позади – первая половина учебного года. В какой мере первокурсникам, по вашему мнению, удалось включиться в проектное обучение?

– Первокурсники всех направлений (за исключением юриспруденции) с ноября приступили к изучению дисциплины под названием «Введение в проектную деятельность». В эти дни они сдают зачеты. Итоги можно будет подвести уже в начале следующего года. Со второго семестра студенты начнут работать над проектами по направлениям подготовки, участвуя в конкурсах, олимпиадах и решая проблемы предприятий и организаций республики. Некоторые студенты уже с первых дней учёбы были привлечены в проекты старшекурсников, но пока такие случаи единичны.

– В чём главное отличие между исследовательской работой и проектным обучением в вузе?

– Не каждый проект – это исследовательская работа, есть проекты инженерные, инновационные, социальные и личностные. Проект всегда подразумевает развитие умений работать в команде, решать поставленную задачу при ограничении времени, ресурсов и определенных требований к качеству конечного результата.

– А чем вызвана необходимость проектного обучения в вузе?

– Мир сейчас очень быстро меняется, меняются технологии, происходит революция, которая заключается в переходе от Индустрии 3.0 к Индустрии 4.0, цифровизации экономики. Основной потребитель выпускников вузов бизнес ждёт от них навыков и умений, связанных с применением проектного подхода, владениями современными быстроменяющимися технологиями, эффективно обучить которым устаревшие методы не могут, в том числе и из-за сокращения сроков обучения и инерционности системы образования.

– Какие требования предъявляются к проектному обучению?

– В установленные сроки (у нас это семестр) необходимо научить студента успешной реализации своего проекта при ограниченных  ресурсах и заданных показателях качества.

– А вообще с чего начинается проектное обучение?

– После усвоения методики управления проектом всё начинается с выбора или поиска темы проекта. Я и мои коллеги делаем всё возможное, чтобы предложить ребятам реальные темы от предприятий. Также предлагаем свои темы, основанные на выполнении научно-исследовательских работ, организовываем встречи студентов и представителей компаний и организаций, на которых озвучиваются проблемы, решить которые в текущий момент времени самостоятельно не могут, но заинтересованы в их развитии для повышения конкурентоспособности и создания новых, чаще инновационных видов продукции или услуг.

Способствует ли проектное обучение формированию новой волны специалистов, которые не только понимают и решают практические задачи, но и могут практически сразу перейти в бизнес?

– Работа над проектом тесно связана с экономикой и, в большинстве случаев, с коммерциализацией. Поэтому, безусловно, да.

Станет ли методика группового проектного обучения парадигмой профессиональной подготовки в нашем вузе?

– Умение работать в команде –  одно из важнейших и востребованных у современных работодателей, достижение успеха всем вместе, мотивация друг друга, разрешение конфликтов – вот те качества специалистов, способных решить любую задачу. Работать в группах от 3 до 7 человек над проектом – одна из основных задач нашей подготовки кадров для цифровой экономики.

– В этом плане как строится ваша работа с партнёрами Политеха?

– Непрерывные встречи и контакты, участие в приёмке результатов работы над проектами представителей заинтересованных партнеров, хоздоговорные работы над самыми успешными проектами, совместное участие в грантах и конкурсах для поиска финансирования для проектов.

– Что нужно ещё сделать для того, чтобы проектное обучение стало составной частью учебного процесса?

– Проектное обучение уже фактически и юридически стало частью учебного процесса для всех поступивших в 2018 году. Главная проблема – в преподавателях, которые должны проникнуться идеей проектного подхода к обучению,  постоянно самосовершенствоваться и быть ближе к предприятиям.

– Ну, и в заключение, позвольте задать вам вопросы нашей традиционной новогодней анкеты. Чем запомнится вам 2018-й? 

– Уходящий год был напряженным, временами требовал собрать все силы в кулак и решить сложную проблему. Запомнился он интересной и продуктивной работой, победами студентов в различных соревнования и конкурсах, от спортивных до научных. Из личных воспоминаний хотелось бы отметить две поездки в Ульяновск и Санкт-Петербург. Первая запомнилась интересной поездкой в индустриальный парк и Наноцентр, концентрация стартапов на квадратный метр здесь просто впечатляющая, причём те разработки, которые показали: уникальная краска, уникальная обработка древесины, которая не гниет, отделочные материалы с особыми свойствами, сложная медицинская аппаратура и многое другое показали студентам, что создавать такое разработки могут люди, живущие по соседству, такие же, как они. Санкт-Петербург, сам по себе город производящий уникальное культурное впечатление, запомнился участием в мероприятии, которое называется баркемп «Национальная технологическая революция 20.35». Сотни участников с разных регионов, знаменитые выступающие, десятки отдельных интересных событий, сконцентрированные в одном месте. Просто дух захватывает от идей, мыслей, технологий, интересных людей. Именно после этой поездки у меня сложилась более полная картина о развитии университетов в России и возможных путях развития технологий.

– Как планируете провести новогодние каникулы?

– Работа занимает почти все мое время, к сожалению, не удается достаточного времени проводить в кругу семьи и друзей. Поэтому планирую праздники посвятить родным, близким и друзьям. Постараюсь как можно больше времени проводить на свежем воздухе, возможно, поеду к друзьям, которых давно не видел, чтобы поздравить их с Новым годом и Рождеством.

– До наступления Нового года осталось несколько дней. Каковы ваши планы на 2019-й?

– Каждый Новый год таит в себе что-то неизведанное и ожидаемое, хочется чуда и интересных событий, хочется развиваться и тянуть за собой студентов и коллег.

Еще очень хочется завершить некоторые проекты, начатые в этом году, получить новые результаты, познакомиться с новыми интересными людьми, хочется увидеть в стенах института как можно больше одаренных, талантливых и мотивированных молодых людей.

В профессиональном плане – у меня на столе лежат несколько книг по методам управления проектами, надеюсь, до начала следующего семестра мне удастся их изучить, осмыслить и лучшее внедрить в образовательный процесс. Параллельно с этим есть несколько проектов со студентами, ход которых нужно контролировать. Также в начале семестра нужно будет сделать все возможное, чтобы предложить актуальные и востребованные темы проектов для студентов. В планах участвовать конкурсах и грантах российского и международного уровня. Верю в победу – ведь наши студенты талантливы и трудолюбивы!

– Благодарю!

Беседу провёл

Николай ГАЛКИН

Корпоративная газета «Чебоксарский политехник»

за декабрь 2018 года

Календарь

<< < Май 2019 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

forum1

antiterror
tetelphone2

antikorrupcija

КОНТАКТЫ

ЧЕБОКСАРСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) МОСКОВСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 54

Приемная директора: +7 (8352) 62 63 22

Приемная комиссия: +7 (8352) 21 55 75