В каждом ребенке видеть Микеланджело

04На днях в Новочебоксарске на базе детского садика № 45 «Журавлики» прошло заседание одной из секционной  площадок республиканской августовской конференции по г. Новочебоксарску. На секции обсуждались результаты экспериментальной программы «Ранее выявление и развитие одаренных детей», в которой уже два года активно участвуют 5 дошкольных городских учреждений. Она стала одной из самых многочисленных и активно работающих не случайно: работа воспитателей дошкольных учреждений и учителей начальных классов затрагивает актуальные проблемы формирования способностей детей в рамках взаимодействия учреждений дошкольного образования с дополнительным и общим образованием.

Участниками заседания секционной площадки стали старшие воспитатели, учителя начальных классов, представители  методических служб Новочебоксарска, представившие на обсуждение доклады, в которых рассматривались  сложные и творчески решаемые вопросы  по раннему выявлению и развитию индивидуальных задатков и наклонностей у детей в условиях преемственности участвующих структур.

О результатах развития республиканского проекта в образовательных учреждениях Чувашии достаточно подробно рассказал руководитель республиканской экспериментальной программы «Ранее выявление и развитие одаренных детей», заместитель директора Чебоксарского политехнического института, профессор Олег Волков.

С докладом «О постановке системной работы руководителя и педагогического коллектива ДОУ по выявлению, фиксированию и развитию одаренных детей путем обработки личных данных и анализа результатов» выступила заведующая детсадом № 45 «Журавлики» Галина Московцева. «Мы хотим помочь родителям стать счастливыми, потому что у них здоровые и талантливые дети», – отметила она в заключение.

В «Журавликах» уже 3-й год составляют индивидуальные карты развития – своего рода книги для достижения эффективных результатов по развитию способностей. Они наглядно показывают творческий рост ребенка. Педагоги определили 9 основных направлений: логико-математическое, интеллектуальное, музыкальное, художественно-изобразительные, двигательно-физкультурное. Фиксируя то или иное отличие ребенка от средних показателей детей в группе, вырабатывается программа индивидуального развития. И, как правило, здесь у большинства ребятишек выявляют природные задатки.

Все выступления по нюансам организации проекта и достигнутым результатам привлекли внимание и поддержку всей аудитории. Ведь воспитателей  дошкольных учреждений  вскоре сменят увлеченные  и заинтересованные специалисты узкой направленности и учителя начальной школы. Ребенок на пороге первого класса будет представлен индивидуальной картой развития, в которой будут описаны  выявленные способности,  отвечающие его внутренним  интересам. Это поможет педагогам с первых дней не раскрывать ученика, а продолжить его творческое развитие и совершенствование.

Видеть в каждом ребенке Микеланджело призывают авторы проекта. Проект, по их утверждению, на зациклен на детсадах. Они уже привлекают начальную школу и готовы как можно шире задействовать учреждения системы дополнительного образования. Сама карта индивидуального развития ребенка предполагает 3 уровня: дошкольный, этап начальной школы и период интеллектуального развития – до 14–15 лет, выбора профильного обучения в старшей школе. На сегодняшний день в исследовании приняли участие почти три тысячи родителей. За время реализации проекта число детей, у которых выявили наклонности, увеличилось с 20% до 50%, а в некоторых учреждениях и до 80%.  Сейчас в рамках проекта создается открытая электронная база лучших педагогов, от которых во многом зависит творческий рост ребенка.

Сегодня проект развития творческих и интеллектуальных талантов детей в Чувашии уже объединяет 116 детсадов и 98 школ, где есть дошкольные группы. В эксперименте участвует каждый 5-й детсадовец республики. 

Кстати, на днях о своей поддержке республиканского экспериментального проекта заявило Министерство экономического развития России. Сейчас прорабатывается вопрос максимального масштабирования проекта во всей системе образования Чувашии с широким тиражированием в субъектах Приволжского федерального округа и России в целом. На это нацеливает авторов проекта и Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов.

01020305