Интересный разговор о концепции единых учебников по истории России

 56554224 октября в Москве в большом актовом зале Министерства образования и науки РФ состоялось Всероссийское совещание преподавателей истории и обществознания, посвящённое обсуждению концепции учебно-методического комплекса по отечественной истории и входящего в её состав проекта историко-культурного  стандарта.

На совещании присутствовали представители всех регионов России. Наиболее активными участниками дискуссии обсуждения культурно- исторического стандарта и концепции единых учебников стали учителя истории и обществознания из регионов России. От представителей учительского сообщества в адрес разработчиков поступило более 600 отзывов и предложений. Региональными отделениями Ассоциации учителей истории и обществознания были организованы совещания в 58 субъектах Российской Федерации. Мероприятие стало одним из последних этапов широкого общественно-профессионального обсуждения проекта концепции, которое проходило в течение почти четырех месяцев как в Интернете, так и в очном формате.

PA240178Нужно отметить, что инициатива создания этой концепции принадлежит президенту России В. Путину. Руководителем рабочей группы по созданию концепции и учебника является председатель Госдумы, председатель Российского исторического общества С. Нарышкин, его заместителями – министр образования и науки  Д. Ливанов и министр культуры В. Мединский, которые приветствовали участников совещания. 

Кроме того, на совещании прозвучали выступления ведущих ученых-историков, преподавателей вузов и школ со всей страны.  В их числе директор Института всеобщей истории РАН, академик А. О. Чубарьян,  директор историко-филологического института Московского государственного областного университета, профессор А. Н. Фукс, зам. директора Института российской истории РАН А. В. Юрасов, д.и.н., ведущий         научный сотрудник Института российской истории РАН К. А. Соловьёв, доцент исторического факультета МГУ А. П. Шевырёв, д.и.н., руководитель Центра истории России, Украины, Белоруссии Института Всеобщей истории РАН А. В. Шубин, д.п.н., зав. лабораторией дидактики истории Института содержания и методов обучения РАО Л. Н. Алексашкина, д.п.н., профессор Академии повышения квалификации работников образования Е. Е. Вяземский и другие.

Много было выступлений педагогов из регионов. В ходе обсуждения стало понятно, что создание единого учебника по истории Отечества – дело очень трудное: много разногласий, мнений и спорных вопросов, которые совершенно по-разному трактуются  в регионах.

PA240191 За последние 20 лет хоть и стали известны новые факты и  были рассекречены многие документы, но по-прежнему нет единого мнения о многих событиях ХХ века. Например, как называть события 1917 года: революцией или переворотом, как рассказывать о гражданской войне, событиях 20–30 гг. и т. д. Нет согласия и по вопросам оценки некоторых исторических личностей, так, например, Ивана Грозного, Петра I, Столыпина, Николая II,  Сталина, Ленина.

Совещание проходило в духе настоящей демократии, когда любой присутствующий  мог высказать свои мысли, порой очень противоречащие официальным трактовкам. Создателями концепции критика воспринималась вполне конструктивно. Многие критические замечания, высказанные на этапе предварительного обсуждения в регионах, были учтены составителями концепции.

Кроме того, было очень полезно пообщаться с коллегами из других регионов. Хочется отметить, что такие мероприятия очень нужны любому педагогу, так как позволяют не только напрямую поучаствовать в очень сложном и ответственном процессе создания исторической концепции и учебника, но и лично поговорить и задать вопросы ведущим учёным нашей страны.

Галина Терентьева, участница совещания, кандидат педагогических наук, доцент.

PA240192