Настоящая работа только еще начинается!

P10201444–5 марта в г. Москве прошла Межрегиональная научно-практическая конференция «Теория и практика выявления и развития одаренности у детей дошкольного и школьного возраста». Конференцию организовали АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова».

Открыл конференцию руководитель направления «Социальные проекты» АСИ В. Б. Яблонский. Он пожелал всем участникам конференции, представляющим научную и практическую стороны деятельности с талантливой молодежью из 16 субъектов России, плодотворной работы, активного и широкого обсуждения проблем и предложений по формированию эффективной системы работы с одаренными детьми.

Было зачитано приветствие депутата Госдумы РФ А. И. Аршиновой. С эмоционально ярким выступлением к участникам конференции обратился исполнительный директор Всероссийской организации качества Ю. Н. Самойлов. Он отметил важность правильной профориентационной работы с детьми, начиная с дошкольного возраста, как основы подъема российской экономики. С предложениями о возможности создания федеральной инновационной площадки по вопросам работы с одаренными детьми и талантливой молодежью к активу педагогического сообщества выступила специалист Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ Н. А. Свешникова.

Большое впечатление у всех участников оставило содержательное выступление ряда ученых-педагогов, в первую очередь, директора Института педагогики и психологии МГПУ, д.п.н., профессора Александра Савенкова. Его научно-выверенное и логически обоснованное сообщение о концептуальных основах детской одаренности стало отправной точкой для ряда последующих выступлений. Не оставило равнодушными участников выступление Ирины Комаровой, обосновавшей и представившей свое видение практической работы с детьми, через формирование нового типа информационно-образовательной системы в рамках существующей системы российского образования. Много интересного об изменениях в работе системы дополнительного образования детей в условиях современных ФГОС сообщила профессор МГГУ им. М. А. Шолохова Мария Зацепина. О роли развития художественно-изобразительных задатков и особенностях тестовой оценки возможностей детей рассказала д.п.н., профессор МГГУ им. М. А. Шолохова Тамара Комарова – ученый с мировым именем, непререкаемый специалист по раннему дошкольному воспитанию.

До большого перерыва в первый день конференции было представлено три выступления от  Чувашской Республики. Сначала выступил лидер проекта, профессор Чебоксарского политехнического института Олег Волков с сообщением «Организация и реализация республиканского проекта «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в ДОУ и школе». Он рассказал о концепции инновационного проекта по внедрению в образовательных организациях инструментов качественного менеджмента, эффективно влияющих на труд педагогов. Четырехлетняя практика экспериментальной апробации проекта в более чем двухстах организациях дошкольного и общего образования Чувашии показала многократное повышение производительности педагогов в процессе выявления задатков и раннего развития индивидуальных способностей ребенка, как конкретного заказа родителей к системе российского образования.

О формировании единой системы, объединяющей учреждения дошкольного, общего и дополнительного образования, общественные движения родителей и координационную роль органа управления образованием муниципалитета, рассказала директор МБУ «Центр мониторинга образования и психолого-педагогического сопровождения города Новочебоксарска» Альбина Эндюськина. Она сообщила, что на базе ЦМО создана научно-методическая лаборатория по индивидуальной работе с детьми как центр практического продвиженияобразовательной технологии проекта в учреждениях образования и муниципалитетах Чувашской Республики и других российских регионов.

На большинство вопросов, связанных с практической реализацией проекта в дошкольной образовательной организации, ответила в своем содержательном выступлении с конкретными примерами заведующая МДОУ № 45 «Детский сад «Журавлики» г. Новочебоксарска Галина Московцева. Она показала работу в проекте по совершенствованию локально-нормативной документации, рассказала об особенностях организации деятельности педагогов в работе с родителями и детьми по выявлению и развитию индивидуальных способностей каждого нормального ребенка.

Во второй половине дня конференции специалисты из субъектов России представили лучшие региональные практики по работе с одаренными детьми. Системная работа ведется в ряде регионов России, но, в основном, она касается вопросов организации олимпиадной и проектной работы с учащимися старшей, реже начальной школы. Примерами для широкого изучения и последующего внедрения в своих субъектах следует назвать деятельность Центра ДОД «Поиск» Ставропольского края (директор Анатолий Жигайло), работу «Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании» Ярославской области (директор Ирина Васильева) и работу по организации широкого участия учащихся в конкурсе, ставшем за последние годы международным, который проводится в АНО «Дом учителя УРФО» Свердловской области (специалист Татьяна Лихачева).

Ряд представителей, рассказавших на конференции о результатах своей деятельности по работе с одаренными детьми, выступили также с пожеланием начать у себя в регионах работу по экспериментальному внедрению инновационного лидерского проекта «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в ДОУ и школе», поддержанного АСИ. Таким образом, в самое ближайшее время команда проекта проведет первые организационные мероприятия в Ульяновской и Ярославской областях. О своем желании подключиться к проекту сообщили участники конференции из Самарской области, Башкортостана и Пензенской области. Многие участники конференции заявили, что проинформируют свое руководство и специалистов региональных министерств образования о проекте, принятой резолюции и соглашениях, достигнутых по итогам конференции.

Второй день конференции прошел не менее насыщенно: выступившие представили результаты практической деятельности с одаренными детьми, их родителями и педагогами. Все участники отметили важность и своевременность работы АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и научной общественности по координации лучшей российской практики в деятельности по созданию эффективной системы по выявлению задатков и развития одаренных детей с раннего дошкольного возраста. По итогам конференции намечены очередные конкретные шаги по созданию документально оформленных примерных образовательных программ дошкольного и общего школьного образования, соответствующих ФГОС, Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов и Комплексу мер по ее реализации, утвержденному Правительством РФ 26 мая 2012 года. Разработчиками программы определены МГГУ имени М. А. Шолохова, Чебоксарский политехнический институт и МБОУ «Детский сад № 45 «Журавлики» г. Новочебоксарска в качестве базовой образовательной организации.

Настоящая работа только еще начинается!

P1020145  P1020151  P1020175  P1020176

P1020179