Владимир Путин поставил задачи перед ректорами

Путин ВВПрезидент потребовал от вузов не гоняться за абитуриентами и финансированием – это девальвирует их престижи призвал университеты сближать образование с производством.

На X юбилейном съезде ректоров в МГУ собрались руководители практически всех вузов страны и гости из-за рубежа. Всего в этой системе в России занято свыше 300 тысяч человек, 5,5 млн. студентов. «Армия целая», – оценил президент.

«Система высшего образования была и остается мощным интеллектуальным ресурсом страны, она генерирует новые знания – и, разумеется, для этого и создавалась: готовит кадры для всех сфер жизни России», – отметил глава государства.

За последние годы немало сделано, чтобы вузы развивались в соответствии с требованием времени, становились конкурентоспособными, задавали ориентиры передовым отраслям. Сформирована сеть ведущих университетов, выделены значительные бюджетные ресурсы. На поддержку исследований под руководством ведущих ученых предусмотрены гранты господдержки. Укрепляется система кооперации вузов и предприятий.

Повышаются и зарплаты – по майским указам к 2018 году они должны составить не менее 200% от средней зарплаты по региону. «Эти планы, безусловно, мы будем стремиться реализовать, «несмотря на известные сложности», – заверил Путин. По итогам первого полугодия зарплата в системе высшей школы в среднем превысила 45 тысяч рублей. «Где–то повыше среднего по региону, где–то пока не достигнута эта планка, – заметил он. К примеру, в Москве средняя зарплата достаточно высокая, подобраться к ней непросто, да и вузов немало – 250.

«И рост зарплат, и укрепление материально–технической базы – все это прежде всего инструменты развития и обновления высшей школы, инвестиции в решение базовой задачи – подготовку профессионалов, востребованных на рынке труда», – подчеркнул президент. Но пока претензий к уровню образования, к содержанию программ и качеству преподавания много: не каждый вуз готов работать по–современному, чтобы у выпускника оставался не только диплом, но и нужные знания и навыки. «Высшей школе нужна большая открытость, понятные механизмы, которые стимулировали бы перемены», – убежден президент. Серьезную роль может сыграть внедрение объективных систем оценки качества обучения. К их выполнению должен подключиться и Российский союз ректоров, считает Путин: «К вашему авторитетному мнению прислушиваются и в регионах, и на федеральном уровне. Вы лучше, чем кто–либо, знаете, как наиболее эффективно и деликатно организовать эту работу, понимаете, что нужно сделать, чтобы система оценок, в том числе независимых, была неформальной, содержательной, непредвзятой и приносила реальную пользу всему этому сектору». Результаты оценки качества подготовки специалистов должны учитываться при принятии решений о государственной аккредитации, убежден президент.

«Наша высшая школа должна быть сильной, давать по–настоящему современное, достойное образование», – подчеркнул глава государства. «Освоить знания такого высокого уровня, такого качества может далеко не каждый человек», – считает он. Поэтому возникает много вопросов, когда некоторые вузы зачисляют ребят с очевидно неудовлетворительными знаниями. «Подобная гонка за абитуриентами, а значит, и за финансированием, надо прямо сказать, подчас девальвирует высшее учебное заведение, размывает ценность, престиж, авторитет самого вуза», – раскритиковал он. «Какого качества специалистов мы получим на выходе? – задался вопросом Путин. – Понятно, что рассчитывать на хороший результат не приходится». «В вузы должны поступать те, кто способен учиться там», – подчеркнул президент, уточнив, что это касается и бюджетных, и платных мест.

В пример глава государства привел столицу, занявшую по итогам ЕГЭ в этом году первое место по числу набравших по математике 80–100 баллов. При этом есть случаи зачисления на такие специальности, как «Авиационная и ракетно-космическая техника», «Аэронавигация», «Информационная безопасность», «Машиностроение», «Электро- и теплоэнергетика», абитуриентов с 24 баллами по самому профильному предмету.

Еще одна задача – наладить прямые тесные контакты с будущими работодателями выпускников. «Это абсолютно принципиальное требование для вузов, готовящих специалистов – и прежде всего инженерно-технического профиля», – считает президент. «В непростых экономических условиях, когда мы должны ускоренными темпами развивать несырьевые отрасли, на первый план, конечно, выходит максимальное сближение образования с производством, с практикой, с реальной жизнью», – отметил он. Нужно создавать прорывные технологии, обеспечивать производства востребованными кадрами, и Российский союз ректоров с отделениями в 72 регионах должен внести в это свой вклад.

Другая не менее серьезная часть работы – здоровый образ жизни. Путин вспомнил недавнюю беседу с представителями студенческих спортклубов и призвал поддержать их начинания. Президент снова обратился к архивным материалам, которые сейчас читает. «Где бы и когда бы мы ни находились, почти на любом витке истории нашего великого тысячелетнего государства так или иначе всегда об этом говорили – о физическом состоянии и здоровье нации», – сказал он. Во все времена это было очень важной составляющей перспектив развития страны. «Это общегосударственная задача, это не какая-то «развлекушка» – реальная чрезвычайно важная вещь», – уточнил глава государства. И дело не в том, чтобы сэкономить на таблетках – это действительно будущее нашей страны, подчеркнул он. «Будем мы образованными и здоровыми, у нас все получится», – заключил президент.

Ректоры обсуждают шесть важных тем. Среди них – поддержка талантливой молодежи, повышение качества вузовского образования, наука в высшей школе, роль российских университетов в мире и укрепление позиций наших вузов в международных рейтингах.

Привлекать в российские университеты иностранных студентов и партнеров сейчас непросто – с этим согласны все ректоры. Конкуренция на рынке образовательных услуг очень большая. Для того, чтобы иностранные специалисты приехали работать в вуз, нужна оборудованная лаборатория, стоимость которой доходит до 1 миллиарда рублей и конкурентоспособная зарплата – 200–300 тысяч. Студентов привлекают двойные дипломы и обучение на английском языке. Все это трудные задачи.

– Очень важно присутствие за рубежом наших вузов. Мы открыли филиал в Дубае и видим, что там уже полно представительств китайских, корейских, немецких университетов, – рассказал ректор Санкт-Петербургского государственного экономического университета Игорь Максимцев.– По 12 программам мы предлагаем студентам двойные дипломы, и это тоже способ заинтересовать своим вузом.

Один из перспективных путей развития вузов – сетевое образование, когда несколько ведущих университетов объединяются и предлагают студентам общие программы обучения. К примеру, в Северном федеральном университете уже есть около десятка таких программ. Можно сделать пилотные проекты по лучшим программам и предложить их всем вузам. Но ректоров волнует, не снизится ли для вузов в этом случае финансирование? «Мы готовы к сетевому обучению, но не сочтут ли это перекрестным финансированием?» – спрашивает ректор питерского ИТМО Владимир Васильев.

По мнению замминистра образования и науки Александра Климова, вузам за это еще и прибавят денег.

– Речь не идет об урезании финансирования. Для вузов, которые предлагают сетевые формы, предусмотрены повышающие коэффициенты, – пояснил замминистра.

Евгений Чупрунов, ректор Нижегородского госуниверситета уверен, что для повышения репутации вузов надо продвигать собственные научные журналы, при этом стимулируя профессоров печататься в ведущих мировых изданиях. Так, НГУ в прошлом году выплатил повышенные премии за публикации 370 сотрудникам, суммы достигают 300 тысяч рублей. Поощряют научную активность в МГУ, СПбГУ, но уже появились вузы, которые считают, что одним рублем проблему не решишь, и постепенно отказываются от таких высоких премий в пользу других видов стимулирования.

Еще одна проблема – поддержка технического образования. Уровень знаний школьников по физике и математике катастрофически низкий. Вузы готовы шефствовать над школами и даже отправлять профессоров вести уроки, но кто за это будет платить? Хорошие кадры уезжают из регионов, где находятся производства. Очевидно, что удержать специалистов можно жильем и высокими окладами, и на съезде звучали предложения дать право молодым специалистам, которые идут работать в село, преимущества при выделении квартир. Пока что проблема с жильем решена лишь для предприятий ВПК.

– Я знаю предприятия ВПК, где молодые специалисты получают жилье через 3–5 лет работы по льготной ипотеке. Но с кадрами для сельского хозяйства вопрос сложный, – признал замминистра образования и науки Александр Климов.

Не обошлось без социально-значимых вопросов: сколько студенты должны платить за общежития и почему они не хотят брать образовательные кредиты? Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов привел цифры: себестоимость общежитий – миллиарды рублей, а 75 процентов студентов в любом вузе – бюджетники, и брать дополнительные деньги на общежития вузу неоткуда. «Около 35–40 процентов студентов из семей, которые могут платить за общежития. Нужна целевая поддержка студентов из малообеспеченных семей, которые не могут платить», – считает Кузьминов. А что касается кредитов на учебу, то их можно включить в систему государственного страхования рисков, чтобы государство гарантировало банкам выплаты при невозврате.

«Российская газета».