Московский политех предложит новую практику взаимодействия вуза и отрасли

career2Московский политехнический университет предложит новые форматы взаимодействия вуза и работодателя в рамках конкурса «Профессии будущего: новые вызовы», который проводит НП «Лифт в будущее». По словам директора «Лифт в будущее» Юлии Селюковой, конкурс создан для университетов как для институций, которые выпускают кадры для рынка труда.

Существующие алгоритмы сотрудничества вуза и работодателя, когда университет выпускает бакалавра, специалиста или магистра, а работодатель принимает на работу сотрудника, которого в большинстве случаев приходится доучивать, недостаточно эффективны. Выпускники часто устраиваются на работу не по специальности, а компании организуют собственные курсы повышения квалификации и корпоративные университеты, так как их не устраивают компетенции выпускников. Кроме того, в индустриях постоянно обновляются и появляются новые технологии, в то время как образовательный процесс вуза и традиционная система кафедр и деканатов не позволяют быстро на это реагировать — перестраивать учебные процессы и менять содержание образовательных программ. Разрыв между университетами и высокотехнологичными компаниями становится все больше.

Система сотрудничества с работодателями активно совершенствуется в Московском политехническом университете (ранее МАМИ) последние несколько лет, и является одним из ключевых аспектов образовательной реформы университета. В 2012 году в Университете машиностроения было учреждено новое структурное подразделение – управление корпоративных связей, центральной задачей которого стало  реформирование существующей системы отношений вуза и его партнеров. В частности, была внедрена новая система прохождения учебных практик, формализованы и обновлены отношения с отраслевыми партнерами.

Помимо традиционных вариантов взаимодействия университет совместно с партнерами организует проведение мероприятий по повышению профориентационной грамотности студентов. HR-специалисты работодателей обучают студентов технологиям планирования карьеры и ее последующего построения от подбора сферы деятельности, конкретных компаний и вакансий до прохождения собеседований и оформления трудовых отношений. На сегодняшний день у Московского политехнического университета есть набор удобных любому работодателю бизнес-процессов и процедур подбора будущих сотрудников, что обеспечивает устойчивую связь с профильными рынками и обеспечивает трудоустройство выпускников.

Поводом к новому этапу в развитии связей университета с бизнесом в 2014 году послужило внедрение в университете проектно-ориентированной системы обучения. С 2014 года образовательный процесс вуза выстраивается вокруг студенческого проекта, у которого есть четкий жизненный цикл, жесткий дедлайн и конкретный заказчик – в идеальном случае это реальный отраслевой партнер университета. Внедрение проектного обучения сделало необходимым системное участие работодателя в образовательном процессе университета. Отраслевые критерии качества образования были также внедрены непосредственно в экзаменационные процессы: так, факультет информатики и систем управления проводит экзамены по ряду дисциплин в адаптированном формате соревнований WorldSkills: эта система позволяет при оценке знаний студента использовать понятные работодателю критерии оценки компетенций.

career1Кроме того, для удовлетворения потребностей работодателей вуза с 2015 года партнеры вовлечены в работу по планированию результатов обучения. Экспертные советы работодателей Московского политеха в совместной работе с руководителями образовательных программ и преподавателями вуза в рамках проектных сессий вносят корректировки в учебные планы по каждой из специальностей и направлений подготовки. Участие представителей работодателей в различных этапах подготовки студентов — от планирования результатов обучения до защиты диплома по реальному проекту, обеспечивают высокий уровень конкурентоспособности выпускников Московского политеха.

«Работодатель Московского политеха является одним из ключевых участников образовательного процесса,— отмечает Георгий Щелканов, проректор по развитию Московского политехнического университета. – Партнеры определяют компетентностные портреты выпускников еще до их поступления в вуз, в различных форматах участвуют в учебном процессе, а на финальном этапе проводят оценку выпускников, предлагая лучшим работу в штатном составе».

Сегодня образовательные программы университета проектируются и реализуются при непосредственном участии компаний-лидеров отрасли: Autodesk, 1° C (образовательная программа «Системная интеграция САПР-решений» и «Корпоративные информационные системы»), Hyundai, АВТОВАЗ, Sollers («Перспективные транспортные средства», «Спортивные транспортные средства»), Группа ГАЗ, АО РСК «МИГ» («Машины и технологии высокоэффективных процессов обработки») КАМАЗ («Киберфизические системы)», «ЕвроХим» («Технологическое оборудование химических, нефтехимических и биотехнологических производств»), «Спутникс» («Современная космонавтика») и многие другие.

Организация учебного процесса на основе образовательной программы позволяет университету стать более гибким и расширить пространство диалога с работодателем. Руководитель образовательной программы обладает всеми полномочиями в выборе преподавателей и в формировании учебных планов в рамках существующих федеральных государственных стандартов, что позволяет рассматривать 4- или пятилетний срок обучения студента как проект полного цикла, в результате которого выпускник становится не только дипломированным бакалавром или специалистом, но и обладателем необходимых профессиональных компетенций с собственным портфолио проектов, выполненных при участии отраслевых компаний.

В рамках конкурса НП «Лифт в будущее» несколько университетов, включая Московский политех, предложат новые решения и форматы сотрудничества для вуза и работодателя, которые позволят сделать более эффективным процесс трудоустройства выпускников, и укрепить взаимопонимание между университетами и бизнесом.