Доцент Политеха провёл подробный разбор задач ЕГЭ по информатике

DSC 164628  апреля  кандидат физико-математических наук, доцент кафедры управления в технических системах и программирования Чебоксарского Политеха Андрей Никитин в рамках мастер-класса «Информатика – на 100 баллов» провёл разбор задач ЕГЭ по информатике. Его внимательно слушали 27 учащихся из лицеев № 2, 4 и 44, средних школ № 17, 33, 35 и 56 г. Чебоксары, гимназии № 6 г. Новочебоксарска.

Сначала с презентацией о Политехе выступила начальник отдела профориентации молодёжи

Елена Семенова. Она подробно рассказала о жизни студентов вуза, об их успехах в учёбе и общественно-культурных делах, о новшествах приёмной кампании-2018.

Ну, а затем Андрей Никитин начал подробный разбор типичных ошибок. Основные из них приходятся на задания № 5, 9, 10, 11, 12, 16, 18 и 23. Первые пять – это базовые вопросы по таким темам, как «Неравномерное и равномерное кодирование», «Кодирование текста, звука, растровых изображений», «Рекурсивные алгоритмы» и «Адресация в сети Интернет». Наиболее частые причины проблем с этими заданиями – вычислительные ошибки или механистическое усвоение темы. При изменении вопроса школьник теряется, хотя решение задачи не меняется.

Задания № 16, 18 и 23 в школьном курсе почти или вовсе не рассматриваются. № 16 и  18 – задачи повышенного уровня для детей, претендующих на высокий балл. Задание № 16 относится к теме «Системы исчисления», и ошибки здесь, в основном, вычислительные. В задании № 18 на преобразование логических выражений выпускники чаще всего ошибаются в технике исполнения. А вот задание № 23 – технически самое сложное в первой части ЕГЭ, его выполняют лишь наиболее подготовленные школьники.

Андрей Никитин отметил, на что следует обратить внимание во второй части структуры ЕГЭ:

Задание № 24 Здесь нужно уметь исполнять и понимать алгоритм, записанный на языке программирования. Поймешь – значит, выполнишь задания, указанные в номере, нет – значит, нет. В этом задании даются два-три вопроса, и в первом из них скрыт секретик к пониманию алгоритма и к нахождению тех ошибок, которые предлагается найти, выписать и исправить. Сначала ответьте на первый вопрос, это поможет вам понять алгоритм и найти ошибки.
Задание № 25 Для того, чтобы выполнить это задание, необходимо, прежде всего, разобрать алгоритмы задач, предложенные в «Кодификаторе ЕГЭ по информатике» ФИПИ. В задании требуется составить алгоритм решения задачи на языке программирования, в частности, уметь работать с числами, уметь выбирать из множества чисел числа с требуемыми условиями, работать в любой системе исчисления, знать признаки делимости. Если ребята изучали «Алгоритмику» в школе, то им проще выполнить это задание. Школьники, которые приходят ко мне на занятия и не знакомы с этой темой, в первую очередь начинают последовательно изучать алгоритмы из «Кодификатора».
Задание № 26 В этом задании важно найти ответ на предложенный вопрос, сформулировать полный ответ и доказать правильность выбранного ответа.
Задание № 27 Задание творческое – и единственное, где выпускник должен самостоятельно написать программу. Обычно его успешно выполняют школьники, которые пишут программы не первый год и хорошо знают математику. Задание оценивается либо в 2 балла, либо в 4. На занятиях я с ребятами детально прорабатываю нюансы этого задания, чтобы на экзамене они получили максимум баллов.
 

DSC 1624  DSC 1629  DSC 1630