Проект МГУ и госкорпорации «Роскосмос» представлен студентам Политеха

DSC 678531 октября Владимир Радченко, кандидат физико-математических наук, заведующий лабораторией общего и специального практикума Научно-исследовательского института ядерной физики МГУ им. Ломоносова, рассказал студентам технических направлений подготовки Чебоксарского Политеха о научно-образовательном проекте для школьников и студентов младших курсов, склонных к высоким технологиям, программированию, конструированию и наукам физико-математического и

естественнонаучного профиля, «Воздушно-инженерная школа» (сайт проекта: http://roscansat.com).

18 лет назад в США один из профессоров университета Беркли в Калифорнии предложил провести конкурс для школьных команд под названием СanSat. Это соревнование школьных команд, которые должны из предоставленного им конструктора собрать, спаять, запрограммировать, испытать действующую модель космического аппарата. Этот аппарат, заброшенный на высоту 1–2 км, должен, спускаясь, измерить распределение температуры и давления в атмосфере (обязательная задача), передать это всё на Землю через радиоканал, а также выполнить свою собственную, уникальную задачу, которую придумает сама команда.  В США CanSat  проводится под эгидой NASA. В Европе проектом занимается ЕSA: только в Голландии в нем участвует около 50 команд. Национальные чемпионаты проходят в Японии, Франции, Норвегии. Ежегодно в октябре-ноябре NASA объявляет  о новом конкурсе СanSat. В России проекта стартовал в 2011 году: в НИИЯФ МГУ был разработан первый конструктор. Проведено 7 чемпионатов. Финальные соревнования состоялись в Калуге, Дубне и Талдомском районе Московской области, Владимирской области. Сегодня это – проект МГУ и госкорпорации «Роскосмос».

Для команд, успешно прошедших чемпионат, организована высшая лига,  в которой они  сами разрабатывают и делают аппарат весом до 1 кг. Для самых младших (6–8 классы) – лига «Юниор». Появились лиги: «Студенческая», «ГИРД-2», «Коптер». Через проект прошло около 500 команд школьников и студентов из десятков регионов России и ближнего зарубежья;

По статистике более 60% участников проекта выбрали для поступления вузы и специальности физического,  авиационно-космического и технического профиля (МГТУ им. Баумана, Военмех, Физтех, Физфак и ВМК МГУ, МАИ, МЭИ, СибГАУ, СГАУ и др.).

География проекта в сезоне 2017/2018 гг.: Москва, Якутия, Калуга, Самара, Казань, Иннополис, Чебоксары, Шумерля,  Альметьевск, Саратов, Плесецк, Санкт-Петербург, Феодосия, Королёв, Химки, Мытищи, Троицк, Дубна, Владимир, Пенза, Пермь, Миасс, Тюмень, Екатеринбург, Уфа, Новосибирск, Железногорск, Благовещенск, Владивосток, Луганск, Варна – 140 команд на старте.

Участники соревнований по разработке и созданию обучающих «спутников» смогут  разработать свой «спутник» CanSat на основе базового конструктора, пройти все этапы от теоретического и опытно-конструкторского до запуска спутника на высоту 1км с помощью ракеты-носителя летом 2019 года в финале  чемпионата.

Конструктор – это три платы:

   — микроконтроллер Atmega128;

   — научная нагрузка (датчики температуры и давления, акселерометр);

   — радиомодуль, частота 2,1Ггц;

   — механический каркас

Задачи, выполняемые командой:

  • спаять платы конструктора;
  • запрограммировать микроконтроллер;
  • обеспечить оцифровку аналоговой информации с датчиков температуры и давления и её преобразование в последовательность кодов для передачи на Землю;
  • испытать аппарат на виброустойчивость и устойчивость к перегрузкам в 20g;
  • рассчитать и изготовить парашют, обеспечивающий плавный спуск аппарата со скоростью8–12 м/сек;

Научные задачи:

– измерение температуры и давления во время полёта аппарата и построение траектории по данным акселерометра (обязательные задачи);

– установка дополнительных датчиков и детекторов, разработка альтернативных систем спасения, авторские инженерные и технические решения (в рамках установленных весовых и габаритных требований) – дополнительные задачи.

Участником высшей лиги может стать команда, успешно выступившая в предыдущем сезоне в регулярном чемпионате или высшей лиге. Участникам высшей лиги ставятся более серьёзные инженерные и научные задачи по разработке аппарата собственной конструкции.

К участию в «Студенческой лиге» приглашаются команды студентов младших курсов технических и естественнонаучных специальностей. Допускается привлечение к работе в команде школьников, имеющих опыт успешного участия в высшей лиге чемпионата. Аппарат, разработанный участниками, поднимется с помощью шара-зонда на высоту 25–30 км.

Для участия в проекте необходимо:

  • изучить Положение о чемпионате и понять, в чём конкретно хочет и может участвовать команда;
  • найти руководителей (организатора и научного консультанта), способных и желающих работать с детьми;
  • собрать команду;
  • направить организаторам заявку на участие с обязательными контактами руководителя и капитана для оперативной связи и количеством закупаемых конструкторов;
  • начать работу над своим проектом.

Состав команды: капитан, программист по «железу», «физик», «конструктор» и «пиарщик».

Финал чемпионата проходит в течение первой недели июля. Кроме собственно стартов на «космодроме» в программе – лекции, семинары, мастер-классы, тематические экскурсии, защиты результатов полётов аппаратов и ракет, по итогам  которых экспертная комиссия выбирает победителей конкурсов и лауреатов в различных номинациях.

На финал чемпионата приглашается команда в составе руководителя и трёх участников. Проезд до места обеспечивает направляющая сторона. Все остальные расходы (проживание, питание, транспорт, экскурсии) обеспечивают организаторы проекта.

До начала встречи заместитель директора филиала по научной работе и дополнительному профессиональному образованию Василий Чегулов ознакомил Владимира Радченко с экспонатами музея академика-кораблестроителя Алексея Крылова.

Встреча была организована начальником отдела научно-проектных дел Сергеем Тогузовым в рамках соглашения о сотрудничестве между Чебоксарским «Кванториумом» и Политехом. Предложенные задачи будут решаться студентами и сотрудниками института в рамках проектной деятельности.

 

DSC 6738  DSC 6743  DSC 6752  DSC 6754

DSC 6762  DSC 6776  DSC 6783