Государственная значимость работы с одаренными детьми

Казань 528 ноября в Казанском государственном энергетическом институте почётный профессор Чебоксарского Политеха Олег Волков принял участие во II  Всероссийской научно-практической конференции «Управление талантами: стратегия и технологии развития человеческого капитала и инновационного потенциала территорий». Всего на форуме зарегистрировалось 250 человек, в том числе 70 экспертов из 20 городов России. Впервые участниками конференции автономной некоммерческой организации «Казанский открытый университет талантов 2.0» стали сотрудники регионального центра «Сириус».

Участников конференции приветствовал вице-президент Академии наук Республики Татарстан Вадим Хоменко. Он отметил государственную значимость работы с одаренными детьми. И главное, что нужно воспитать в современных молодых — уверенность. Потому что наше соперничество с Западом – соперничество в уверенности. Особенно сейчас, когда разрыв импорта-экспорта в России составляет 83 раза (!).

Очень плодотворно прошла работа пленарного заседания, модератором которого стала сопредседатель Научно-экспертного совета государственной программы «Стратегическое управление талантами в РТ на 2015–2020 годы» Файруза Мустафина.

Особый интерес у участников пленарного заседания вызвало выступление Александра Ушенина, наполненное примерами практики работы КамАЗа  по поддержке молодых талантов-заводчан, начиная со школьной скамьи. Его позиция: «Бездарных нет, просто у людей не нашли их таланты». А у «Кванториума» в Набережных Челнах девиз: «Дайте нам ребенка, мы его таланты найдем». Александр Ушенин, отвечая на вопрос «Каких компетенций не хватает выпускникам вузов», метафорически заметил, что основой всех красивых амфор в музеях является глина. И её замес делается в детском саду.

За последние годы КамАЗ вложил в образование 265 млн. руб. своих средств. Но его очень огорчает тот факт, что в городе остается лишь 23% выпускников средней школы, а 77% уезжают, и чаще всего – за пределы Татарстана и России. На КамАЗе открыты вакансии на 1200 рабочих мест, но достойных специалистов нет. Остаются незакрытыми 120 вакансий конструкторов.

С необычным взглядом на проблему наставничества выступила психотерапевт Марина Белокурова. Она считает, что основанием наставничества является живая передача и процесс вовлеченности. Говоря о проблеме геймификации у детей и молодежи, она привела ряд положительных примеров, когда игровой опыт помог учащемуся 8-го класса выжить (притворившись мертвым) в лесу при встрече с диким животным. Белокурова считает, что дети погружаются в компьютерные игры потому, что испытывают глубинный дискомфорт из-за того, что родители не замечают их и не передают ребенку энергию для его устойчивости в этом непредсказуемом мире.

Очень важно, считает Марина Белокурова, создавать атмосферу, в которой талант будет воодушевляться. Абрахам Маслоу пришел к выводу: «Учиться можно только в любящей атмосфере». А Дж. Хаскинс определил: «Наставник – это профессионал, который поддерживает процесс вовлеченности ученика, особенно в ходу внеаудиторных занятий, формируя у него адекватную самооценку и жизненную профессиональную мотивацию».

А для этого надо учить детей выделять при анализе главное, а не писать диктант. Что такое «живая передача знаний» – это любовь педагога-наставника к каждому ученику. Что надо чрезвычайно сосредоточиться на одаренных детях и надо готовить из них лидеров, которые будут продвигать жизнь дальше. Очень важно, чтобы каждый ребенок встретился со своим Учителем, который будет ему опорой на будущее, потому что всегда будет честен с ним. Этика наставника помогает ребенку верить в свои силы. И что настоящий наставник – это садовник, который формирует сад из разных саженцев и растений.

Но больше всех о себе заставил говорить генеральный директор Агентства гуманитарных технологий «Политика развития» Павел Глухов. Он как будто специально провоцировал представителей классической педагогики результатами своих исследований учащихся-олимпиадников. Анализ проведенных им исследований показал, что дети не ориентируются на профессию, на олимпиаду по которой их готовят. Что из 825 детей гимназистов лишь 4% ориентируются на науку, 23% уже знают, какую профессию они будут получать после школы, и что 71% не интересуется олимпиадами вообще.

Павел Глухов даже заявил, что не все дети смогут быть талантливыми, и главная  причина в этом – неготовность экономики и социологии регионов и страны в целом их поддерживать. Потенциально регион как бы может создавать условия для своих конкурентоспособных показателей, но нет ни одного примера (Татарстан – исключение), где бы это происходило. Потому что регион не способен выделить свой профильный кластер, а, значит, правительство региона не способно создать условия для развития своих специфических профилей. Ни в одном регионе не проводятся антропологические исследования детей в части их профессионального самоопределения.

После обеда началась секционная работа. Олег Волков принял участие в секции «Направления, способы и формы развития интеллектуального и инновационного потенциала региона». Он сделал свое стендовое выступление «Воспитанность родом из детства». После сообщения коллеги из Татарстана и других регионов подошли к нему, чтобы задать вопросы и познакомиться с его новыми материалами, в том числе с третьим томом хрестоматии «Менеджмент счастливой семьи».

Сегодня конференция продолжит свою работу.

 

Казань 6  Казань 7  Казань 10  Казань 13  Казань 14